Машинное обучение для школьников (заметки). Посвящается Михаилу Абрамовичу Ройтбергу
(27.12.1952 — 16.08.2017), моему учителю и потрясающему человеку, который заразил меня преподаванием. Алексей Драль 27.12.2019
(Сохранённая копия)
Система программирования КуМир
(Сохранённая копия)
«Попробуй - Реши!» (правила, туры, задачи) -
docx / pdf
Математика для начальной школы:
Записи по начальной школе - docx / pdf
Как считает воробей - docx / pdf
Математика на сетке - docx / pdf
Математика для учителей начальной школы. Этюд 1. Одинаковость - docx / pdf
Разрезалки - xlsx
Содержание предметной области «Математика и информатика» на ступени начального общего образования - docx / pdf
ШМТБ'18 (Материалы курса - zip) - Август 2018 г.
Программирование на Python. Евгений Баулин
(Курс является развитием курса ОБЖ'16)
Подготовка к ЕГЭ (Студия ЗПШ-2017)
Ведут Оля Кузнецова и Михаил Абрамович Ройтберг
Существуют такие сборники, вроде «100 золотых сочинений», где публикуются якобы лучшие тексты, написанные школьниками. Мы будем читать тексты из сборника «100 деревянных сочинений», умирать от смеха и учиться на чужих ошибках. А также обсудим общие правила написания сочинений такого типа, секретные приёмы и нюансы.
А в дни, посвящённые математике и информатике расскажем, какие типы задач существуют и на что стоит обратить особое внимание, разберем особо сложные типы задач.
Для 10-11 классов
ШМТБ'16 (Аннотация - docx, pdf; Расширенный конспект - docx, pdf; Материалы курса - zip) - Август 2016 г.
ОБЖ (Опыты Быстротекущей Жизни). Евг. Баулин, Яна Бабинская, Мих.А. Ройтберг со товарищи
ШМТБ'15 (Расширенный конспект - docx, pdf; Материалы курса - zip) - Август 2015 г.
Биоалгоритмика. М.А. Ройтберг, Ильдар Хисамбеев
Как компьютер помогает решать задачи, встающие перед биологами? Почему одни решения этих задач мы считаем «лучше» других, и как научиться находить «хорошие» решения? В этом курсе мы познакомимся с алгоритмами, которые применяются в биологии, научимся оценивать их сложность, восхитимся красивыми идеями, лежащими в их основе. Каждое занятие курса – это этюд, посвященный одной задаче.
Ключевые слова: алгоритм, сложность алгоритма, «разделяй и властвуй», хэш-таблица, выравнивание последовательностей, поиск сходства, алгоритм Смита-Ватермана, преобразование Барроуза — Уилера, филогенетическое дерево, М.С. Гельфанд, Ахо-Корасик, сравнение геномов
Попробуй реши! (Курс ЗПШ-2015)
Ильдар Хисамбеев, Аня Амануел, Михаил Абрамович Ройтберг
Тебе нравятся математические задачки? Не представляешь, что в них может быть интересного? Ни разу не играл в математические игры? Тогда приходи — здесь скучно не будет! Или наоборот, щёлкаешь задачи, как орешки, участвуешь в олимпиадах? Тем более приходи! И для тебя найдётся, над чем поломать голову.
Курс рекомендован ученикам 5–8 классов.
ШМТБ'14 (Расширенный конспект - doc, pdf) - Август 2014 г.
Куда кривая вывезет? / Straight talk on curves
Михаил Ройтберг
Этот курс предназначен для тех, кто хочет чувствовать себя свободнее при решении математических задач. Мы разберем несколько математических этюдов. В каждом этюде мы будем придумывать вопросы и разбирать решения. Покажем, как самим приходить к решениям. Первый этюд будет про кривые, возникающие в математике и биологии, способы их описания и анализа, а дальше - посмотрим.
«Кумир» — программирование для начинающих (Курс ЗПШ-2014)
Михаил Абрамович Ройтберг
Что такое информатика, алгоритмы и программирование?
Цель курса — знакомство с информатикой. Мы рекомендуем его для школьников, пока еще не знакомых с этой наукой, но желающих узнать основные понятия и подготовиться к дальнейшему изучению. За 5 дней вы научитесь писать программы — сначала простые, а потом и довольно сложные; освоите основные конструкции, используемые в современных языках программирования. Обучение будет проходить на основе учебной системы программирования Кумир.
Будет много интересной самостоятельной работы! :)
Курс рекомендован ученикам 5–8 классов.
ШМТБ'13 (Содержание курсов в docx, pdf) - Август 2013 г.
Преподаватель: Михаил Ройтберг Курс: Математический цирк / Math circus
Сколько дней: 8 Обязательный для: нет Где: Балкон 2
Описание: Почтеннейшая публика! Только у нас – общедоступные сеансы школьной и не только математики с последующим разоблачением! Натуральные числа и как из них строятся все другие числа! Уравнения, решениями которых являются не числа, а … ! Случайные процессы! Поиск кратчайшего пути без просмотра всех возможных путей! Как сдавали ЕГЭ в Древнем Риме! Импровизации по заказу публики!
Прохладительные напитки! Уникальный метод: Все понимают всё! 16+ На второй ленте - представление для взрослых «Математические этюды для нематематиков»
ШМТБ'13 (Содержание курсов в docx, pdf) - Август 2013 г. Преподаватель Михаил Ройтберг Курс: Математические этюды для нематематиков / Math etudes for biologists
Сколько дней: 8 Обязательный для: нет Где: Балкон 2
Описание: Курс будет состоять из этюдов. Каждый этюд будет занимать примерно одно занятие и представлять одну идею. В школе идеи обычно скрыты за фактами и инструкциями, мы попробуем разобраться, что стоит за фактами. Какие именно темы будут – посмотрим в зависимости от слушателей. Возможные темы этюдов:
a) натуральные числа и как из них строятся все другие числа;
b) последовательности или как математики описывают процессы (в том числе биологические);
c) рекурсивные уравнения (уравнения, решениями которых являются процессы); d)алгоритмы. Курс будет сопровождаться решением задач и рассказыванием баек. 16-
«Математический цирк» на первой ленте – это примерно то же самое.
Общий смысл курсов: дать тем, кто интересуется биологией, возможность почувствовать вкус математики. Приходите - пригодится.
ШМТБ'12 - Август 2012 г.
Математика: два в одном. М.А. Ройтберг, В.А. Гордин
Будут представлены два курса. Один – систематическое повторение школьного курса математике. Второй курс – интересные разделы математики, не входящие в школьную программу. В обоих курсах будут решаться задачи. В обоих курсах будут учитываться пожелания школьников.
М.А. Ройтберг «Языки. Графы. Автоматы». Зимняя школа "Комбинаторная математика и теория алгоритмов - 2012", 9-16 февраля 2012 г.
Три понятия, вынесенные в заголовок, - ключевые для теоретической информатики (aka computer science). Ближе познакомиться с ними полезно и приятно. В цикле из трех занятий будут представлены три этюда. Тема первого - конечные автоматы и связанные с ними графы, регулярные выражения и регулярные языки. Тема второго - задача поиска оптимального пути в ориентированном ациклическом графе и ее обобщения: кольца (это не циклы!), гиперграфы, немного физики. Тема третьего: контекстно-свободные языки и некоторые связанные с ними алгоритмические проблемы. Примеры задач:
1. Даны натуральные числа М, k (k < M). Множество чисел {x1, …, xt} называется k-разложением числа M, если
1)xi <= k;
2)x1 +….+ xt=M
Весом k-разложения называется произведение его элементов.
Найти сумму весов всех k-разложений числа М.
Далее некоторые слова могут быть непонятными.
2. Дано регулярное выражение. Построить минимальный автомат, который распознает соответствующий регулярный язык.
3. Привести пример языка, который не является контекстно-свободным.
Предварительных знаний, выходящих за пределы средней школы, не требуется.
Информатика – наш Кумир (основы программирования и работа в среде “Кумир”). Михаил Ройтберг, Николай Субоч. Фестиваль популярной науки «Дни науки в «Орленке» 08 сентября – 15 сентября 2011 г.
Что такое информатика? Алгоритмы и программирование? Специальные разделы математики? Новые технологии?
Всё вместе?
Цель курса – знакомство с информатикой. Мы можем предоставить интересные материалы для школьников двух
уровней.
Первый уровень – для школьников, пока ещё не знакомых с информатикой, но желающих узнать основные понятия
и подготовиться к дальнейшему изучению. За 5 дней вы научитесь писать программы, сначала простые, а потом –
довольно сложные; освоите основные конструкции, используемые в современных языках программирования.
Обучение будет вестись на основе учебной системы программирования Кумир.
Второй уровень – для школьников, уже имеющих некоторую подготовку по информатике. Мы рассмотрим
интересные задачи (в том числе те, которые бывают на ЕГЭ и ГИА), разберем алгоритмы их решения.
М.А. Ройтберг «Конечные автоматы». Зимняя школа "Комбинаторика и алгоритмы - 2011". Берендеевы поляны, 10-17 февраля 2011 г.
Расширенная программа
Михаил Абрамович Ройтберг «Конечное и бесконечное. Разностные уравнения». Летняя школа "Комбинаторная математика и Теория алгоритмов" 15-24 августа 2010 г.
В математике приходится иметь дело с бесконечными объектами.
Простейший пример таких объектов — последовательности.
В курсе будут рассмотрены разностные уравнения — уравнения, решениями которых являются последовательности.
Один из первых в истории примеров таких уравнений – уравнение для последовательности чисел Фибоначчи.
Разностные уравнения достаточно просты, чтобы с ними, в основном, можно было разобраться в коротком курсе.
А, с другой стороны, на примере разностных уравнений можно познакомиться
с важными свойствами дифференциальных уравнений.
Примеры задач, которые имеют отношение к курсу:
1. (для ее решения ходить на курс не нужно 🙂 ) Найти геометрическую прогрессию {zn},
все члены которой при n > 2 удовлетворяют уравнению
zn = 5zn-1 — 6zn-2.
2. Последовательность {zn} всех n > 3 удовлетворяет уравнению
6zn — 11zn-1 +6zn-2 – zn-3 = 0,
при этом z1 = 15; z2 = 7; z3 = 4.
Вычислить z1000 с точностью до 27-го знака.
3. Написать общую формулу для n-го члена всех последовательностей {zn},
удовлетворяющих уравнению
zn — zn-1 — zn-2 + zn-3 = 0.
Конечное и бесконечное. Разностные уравнения и геометрические прогрессии (Курс КЛШ-2003)
Лектор - М.А. Ройтберг
Материалы - docx / pdf
КЛШ-2001
Проекты - docx / pdf
Конкретная математика (Курс ЗПШ-2000)
М.А. Ройтберг
Конечное и бесконечное. Функции, кривые и траектории (Курс КЛШ-2000)
Лектор - М.А. Ройтберг
Материалы - docx / pdf
Конечное и бесконечное. Разностные уравнения и геометрические прогрессии (Курс КЛШ-1999)
Лектор - М.А. Ройтберг
Материалы - docx / pdf
Начала арифметики и алгебры (Курс КЛШ-1998)
Лектор - М.А. Ройтберг
Материалы - docx / pdf
|